Проблемы восприятия генеративного искусства.

Генеративное искусство часто неправильно понимают и неверно характеризуют: это процесс или категория визуальных образов? Результат труда человека или машины, созданной этим человеком?
Что изображает генеративное искусство и может ли быть творчество в алгоритме? Как и всё новое, это направление визуального искусства порождает бесконечное количество вопросов. И здесь мы постараемся порассуждать, в поисках ответов на некоторые из них.

Попробуем определить черты генеративного искусства

Одна из самых узнаваемых черт генеративного искусства — это его визуальная сложность. По многим причинам сложные визуальные образы естественным образом подходят для этого вида искусства, программному алгоритму практически одинаково легко нарисовать 1 линию и 10 тысяч линий, но для человека-художника это различие представляется очень значимым.

Главным образом, эта сложность возникает из процесса взаимодействия между простыми структурами в их множестве, но не из сложности процесса принятия решений. Есть и другие варианты: процессы повторения и случайного изменения, следующие логике наборов математических и геометрических правил.

Оценивая эту сложность можно подытожить, что связь между ней и генеративным искусством – скорее следствие, но не зависимость.

Генеративное искусство может быть очень простым визуально.
Оно может быть и простым и сложным одновременно, ведь при видимой простоте механизм генерации образа может быть очень сложным, это правило может работать и в обратную сторону.

Проблемы с терминологией

Термин «генеративное искусство», безусловно, имеет свои проблемы. Наиболее широко принятые определения описывают только методологию, они не затрагивают художественного содержания и не объединяют художников в единое целостное движение. Я думаю, что нам нужно найти новые термины, чтобы описать художественные усилия, которые в настоящее время объединены вместе как генеративное искусство.

— Мариус Уотц

Некоторые склонны считать, что термин CodeArt и GenerativeArt – одно и то же, но именно неразбериха в описании и классификации приводит к появлению множества сходных определений, косвенно описывающих один и тот же процесс, но с разных сторон.

Визуальное программирование тоже может быть частью генеративного искусства, но так же существуют полностью механические системы, выполняющие тот же процесс.

Генеративное искусство это не движение, а тем более не Авангард. Нет никакого «генеративного Манифеста». Это не жанр и не техника, такие как живопись или фотография. Что же это тогда такое? Ну, может быть, что-то вроде метатехники, характеристика определенных художественных процессов, способ создавать произведения искусства или, возможно, просто отношение.

– Леонардо Солаас

Не редка ситуация, когда художник пишет произведение, удовлетворяющее всем критериям генеративного искусства, но считает её полностью ручной работой. Любая система помощи рисования воспринимается в таком случае как простой инструмент.

Новое определение генеративного искусства

Подведём промежуточный итог в виде новой формулировки этого направления:

Генеративное искусство — это различные возможные формы творческого сотрудничества между человеком и нечеловеком.